СОДЕРЖАНИЕ
№
Тема
п/п
I
Целевой раздел
1
Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи программы
1.1.2. Планируемые результаты программы
II
Целевой раздел
2.1. Формы реализации программы родительского просвещения и
взаимодействия с семьями воспитанников структурируются по
следующим направлениям.
2.1.1. Основные тематические модули
2.1.2. Мониторинг и оценка эффективности реализации
программы родительского просвещения
2.1.3. План работы с семьей в рамках реализации Программы
просвещения родителей
2.1.4.
Взаимодействие с семьями воспитанников
1
Стр.
2
2
4
4
5
6
8
10
11
17
I.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Современные социальные, экономические и культурные процессы оказывают значительное
влияние на институт семьи и роль родителей в воспитании ребенка. Усложнение жизненных
условий, рост занятости и эмоциональной нагрузки на родителей, расслоение общества по
уровню доходов, снижение престижа родительства и педагогической культуры населения
становятся вызовами, требующими системной просветительской работы с родителями
воспитанников дошкольных образовательных организаций.
Программа родительского просвещения разработана с целью повышения педагогической
культуры родителей (законных представителей), укрепления сотрудничества между семьёй и
образовательной организацией, создания благоприятной среды для всестороннего развития
ребёнка.
Разработка и реализация программы базируется на следующих нормативно- правовых и
концептуальных документах:
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023)
- определяет права и обязанности родителей в воспитании детей, ответственность за
обеспечение условий их развития и образования, а также приоритет семейного воспитания.
Декларация прав ребёнка от 20.11.1959 № 1386 (XIV)
- провозглашает необходимость особой заботы и защиты детей, включая обязательства семьи
и государства по обеспечению гармоничного развития личности ребёнка.
Конвенция ООН о правах ребёнка от 20.11.1989.
- закрепляет право каждого ребёнка на воспитание в атмосфере любви, понимания и
безопасности, а также на получение информации, образования и защиту от любых форм насилия.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30.09.2000
- подчёркивает роль родителей и образовательных учреждений в обеспечении благополучия
детей на всех этапах их жизни.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от
24.07.1998 № 124-ФЗ
- устанавливает государственные гарантии по защите прав и интересов ребёнка, включая
обеспечение условий для его воспитания в семье и получение образования.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- определяет образование как единый процесс воспитания и обучения, где семья рассматривается
как полноценный участник образовательных отношений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 - предусматривает активное
взаимодействие с семьями воспитанников, направленное на поддержку родительства и развитие
воспитательных компетенций.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р
- утверждает Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации на
период до 2025 года, которая акцентирует внимание на необходимости просвещения родителей
и повышения родительской компетентности.
Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028, зарегистрированный в Минюсте РФ
28.12.2022 № 71847
- «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования», где
2
подчёркивается значимость семейного воспитания, поддержки родительской инициативы и
включённости родителей в образовательный процесс.
Устав МАДОУ – Детский сад № 44
- регулирует особенности организации образовательной деятельности, взаимодействие с
родителями (законными представителями) и формы работы, направленные на реализацию задач
дошкольного образования.
Программа учитывает современный социальный запрос на повышение качества семейного
воспитания и развитие партнёрских отношений между семьёй и дошкольной организацией.
Нормативные документы, положенные в основу разработки, служат правовой и содержательной
базой, обеспечивающей актуальность и значимость просветительской работы с родителями в
современных условиях.
Как подчеркивается в Концепции государственной семейной политики Российской
Федерации до 2025 года, семья рассматривается как основа нравственного и социального
здоровья нации, а утверждение традиционных семейных ценностей, формирование
ответственного родительства и укрепление роли семьи в воспитании подрастающего поколения
- как приоритетные направления государственной политики.
Особое внимание в современных условиях должно уделяться родителям детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эти семьи нуждаются в специализированной
психолого-педагогической, консультационной, методической поддержке. Нередко такие
родители не обладают достаточными знаниями о развитии, воспитании и обучении своего
ребенка, испытывают трудности в социализации, сталкиваются с социальной изоляцией,
испытывают эмоциональное выгорание. Это негативно сказывается как на детско- родительских
отношениях, так и на развитии самого ребенка.
Соответственно, психолого-педагогическая помощь и сопровождение родителей, повышение
их осведомленности, формирование навыков осознанного и эффективного взаимодействия с
ребенком - это не только способ поддержки семьи, но и условие полноценного развития ребенка,
его адаптации и успешной социализации.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса, что соответствует
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (ФГОС ДО), предусматривающего необходимость обеспечения психологопедагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования детей.
Приказами Министерства просвещения РФ и поручениями Президента Российской Федерации
(в частности, пункт 3 перечня поручений № Пр-1049ГС от 14.06.2022г.) определено поэтапное
внедрение в субъектах Российской Федерации программ просветительской деятельности для
родителей, воспитывающих детей, посещающих дошкольные образовательные организации.
Это подчеркивает высокий приоритет просвещения родителей на государственном уровне.
Таким образом, Программа просвещения родителей МАДОУ -Детский сад №44 отвечает
требованиям времени и потребностям общества. Она направлена на:
-Повышение педагогической культуры родителей;
-Формирование у них знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей;
-Создание условий для конструктивного взаимодействия семьи и образовательной
организации;
-Поддержку родителей детей с ОВЗ;
-Укрепление детско-родительских отношений;
3
-Формирование устойчивых семейных ценностей;
Повышение родительской ответственности за воспитание и обучение ребенка. Программа
реализуется с учетом принципов гуманизации, индивидуализации, партнерства и открытости, и
ориентирована на создание единого воспитательно-образовательного пространства «детский
сад – семья».
1.1.1. Цель программы родительского просвещения:
Создание единого информационно-коммуникационного пространства и условий для
эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, направленного на формирование
активной родительской позиции, вовлеченности в образовательный процесс, духовнонравственное и патриотическое воспитание детей через разнообразные формы сотрудничества
и просвещения.
Задачи программы:
1. Информационно-просветительская поддержка родителей:
Обеспечение доступности информации о воспитательно-образовательной деятельности
детского сада через стенды, чаты, группу ВКонтакте, сайт учреждения. Проведение
родительских собраний, конференций, анкетирования, консультаций, размещение актуальных
материалов.
2. Развитие форм и методов родительского просвещения:
Внедрение и апробация новых форм взаимодействия (мастер-классы, практикумы, круглые
столы, творческие мастерские).
Развитие образовательных проектов, направленных на совместную деятельность детей и
родителей («Герб семьи», «Моя семья», «Дни добрых дел»).
3. Укрепление детско-родительских отношений через совместные мероприятия:
Организация и проведение праздников, развлечений, акций, флешмобов, выставок и конкурсов,
способствующих формированию ценностных ориентиров семьи. Привлечение родителей к
участию в мероприятиях, направленных на патриотическое и духовно- нравственное
воспитание.
4. Психолого-педагогическая поддержка родителей:
Проведение индивидуальных и групповых консультаций, практикумов, тренингов для
родителей, в том числе с детьми с ОВЗ и из неблагополучных семей. Взаимодействие с
педагогами-психологами, логопедами, дефектологами по вопросам развития, адаптации и
воспитания детей.
Формирование безопасной информационной среды:
Обеспечение цифровой грамотности родителей. Просвещение по вопросам информационной
безопасности, в том числе через онлайн-конференции и буклеты.
1.1.2. Планируемые результаты реализации программы родительского просвещения:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
- У родителей формируется системное представление о закономерностях детского развития,
возрастных особенностях, индивидуальных потребностях и возможностях ребенка. Родители
овладевают современными воспитательными стратегиями, методами позитивного общения,
способами конструктивного разрешения конфликтов.
- Повышается осознанность родительской позиции, формируется ответственное отношение
к воспитанию и обучению детей.
2. Укрепление партнёрских отношений между ДОУ и семьей.
- Устанавливаются устойчивые, доверительные и уважительные связи между педагогами
4
и родителями.
- Родители активнее вовлекаются в образовательный процесс, участвуют в планировании,
организации и проведении мероприятий.
- Повышается уровень информированности родителей о деятельности ДОУ, его целях, задачах
и содержании образовательной программы.
3. Развитие воспитательного потенциала семьи.
- Семья становится активным участником процесса социализации и образования ребёнка.
Возрождаются и укрепляются семейные традиции, формы совместного досуга и взаимодействия.
- Создаются условия для эмоционального благополучия ребенка в семье и детском саду.
4. Создание благоприятной образовательной среды для всестороннего развития ребёнка.
- Обеспечивается согласованность требований семьи и образовательной организации, что
способствует формированию у ребёнка целостной картины мира.
- Родители создают дома условия для развития игровой, познавательной, речевой и творческой
активности.
- Уменьшается количество педагогических ошибок и неблагоприятных воспитательных
воздействий в семейной среде.
5. Формирование устойчивых навыков здорового образа жизни в семье.
- Повышается уровень осведомлённости родителей по вопросам физического и
психоэмоционального здоровья детей.
- Семьи внедряют в быт полезные привычки: рациональное питание, режим сна, активный
отдых, отказ от вредных факторов.
- Родители становятся положительным примером здорового образа жизни для своих детей.
6. Повышение социальной и культурной компетентности родителей.
- Расширяются знания родителей о духовно-нравственных ценностях, традициях разных
народов, нормах толерантного общения.
- Снижается уровень социальной изоляции семей, особенно с миграционным или иноязычным
фоном.
- Формируется уважительное отношение к многообразию культур, обычаев и взглядов.
7. Укрепление психологического благополучия семьи
- Родители получают доступ к консультационной и психолого-педагогической поддержке.
- Уменьшается тревожность, стресс и эмоциональное выгорание у родителей за счёт
информирования и вовлеченности.
- Улучшается микроклимат в семье, повышается уровень удовлетворенности родителей
отношениями с ребёнком.
II. Целевой раздел (категории родителей, на которых ориентирована программа)
Программа родительского просвещения ориентирована на следующие целевые группы:
1. Все родители (законные представители) воспитанников ДОУ, независимо от возраста и
группы – через общее информирование, родительские собрания, мероприятия, публикации.
2. Родители воспитанников подготовительных групп – с акцентом на преемственность с
начальной школой, готовность к обучению, участие в выпускных мероприятиях и проектах.
3. Родители детей с ОВЗ – через индивидуальные маршруты сопровождения, консультации
специалистов, адаптационную и коррекционно-развивающую помощь.
4. Родители детей из неблагополучных семей – посредством реализации индивидуальных планов
психолого-педагогической поддержки, адресного сопровождения, участия в практикоориентированных мероприятиях.
5
5. Родители будущих воспитанников ДОУ – через подготовительные
собрания, дни открытых дверей, участие в проектах, консультации с целью мягкой адаптации к
образовательной среде детского сада. Формы реализации программы родительского
просвещения и взаимодействия с семьями
2.1. Формы реализации программы родительского просвещения и взаимодействия с
семьями воспитанников структурируются по следующим направлениям:
1. Информационно-просветительская деятельность Форма направлена на повышение
педагогической компетентности родителей, развитие партнерства между семьей и детским
садом, обеспечение информационной открытости.
Формы реализации:
-Информационные стенды и уголки для родителей, оформленные в едином стиле, с
актуальной информацией (в т.ч. о Годе Защитника отечества).
- Информационные ресурсы в цифровом пространстве: официальная группа ВКонтакте, сайт
учреждения, чаты в мессенджерах, платформа «Сферум».
- Анкетирование родителей по актуальным
вопросам развития и воспитания детей,
удовлетворенности образовательным процессом, безопасности и другим темам.
- Консультации, памятки, буклеты на актуальные темы воспитания, развития и здоровья
детей.
- Родительские собрания (общие, групповые, для будущих воспитанников), в т.ч. с участием
администрации, методистов и специалистов (логопедов,
психологов и др.).
2. Образовательно-практическая деятельность
Форма, направленная на включение родителей в активную педагогическую деятельность через
совместные мероприятия и обучение.
Формы реализации:
- Мастер-классы и практикумы (например, по артикуляционной гимнастике, профилактике
плоскостопия, использованию дидактических игр дома).
- Педагогические проекты с участием семей: «Дни добрых дел»; «Моя семья»; мастерская
«Герб семьи»; акция «Аптечка для души».
-Проблемные группы и консультации-диалоги по вопросам речевого, когнитивного и
эмоционального развития (например, «Как разговорить молчуна», «Формирование числовых
представлений в речи дошкольников»).
- Выставки книг, творческих работ и поделок, организованные совместно с семьями
воспитанников.
3. Совместно-досуговая деятельность
Форма, создающая условия для эмоционального сближения детей и родителей, формирующая
коллективную идентичность и сплоченность.
Формы реализации: Праздники и тематические развлечения с участием родителей: День отца,
День матери, Новый год, Масленица, День Победы и др. Выпускной и кадетский бал.
Фестивали и акции, например «Масленица» ( в партнерстве с соц. организациями),
«Фестиваль дворовых игр», флешмобы ко Дню Счастья, Дню Победы и др. Тематические
выставки и конкурсы: осенние фантазии, новогодние чудеса, «Мой любимый папа», «Для
милых мам» и т.д.
4. Индивидуальная работа с семьями
Форма, нацеленная на помощь в трудных жизненных ситуациях, поддержку семей,
6
воспитывающих детей с ОВЗ, иностранцев и детей из неблагополучных семей.
Формы реализации: Разработка и реализация индивидуальных маршрутов психологопедагогического сопровождения (например, для иноязычных воспитанников).
Планы индивидуальной работы с неблагополучными семьями.
Консультирование по запросу, психолого-педагогическая поддержка детей и родителей.
Психологические тренинги и круглые столы: «Семейная гостиная»,
«Игра как семейная традиция», «Нравственные законы жизни в семье».
5. Организация диалога и обратной связи
Форма, поддерживающая доверительное сотрудничество с семьями, ориентированная на
вовлеченность и партнерство.
Формы реализации:
Родительские конференции и круглые столы на основе запросов родителей.
Педагогические советы, например, «Взаимодействие с семьями: новые формы родительского
просвещения».
Обратная связь через анкетирование и мониторинг удовлетворенности качеством образования,
содержания образовательной среды, условий воспитания.
6. Профилактическая и оздоровительная работа
Форма, направленная на охрану здоровья детей, информирование семей о безопасной среде.
Формы реализации:
Разъяснительная работа с родителями по вопросам профилактики заболеваний, гигиены,
безопасности (в том числе информационной). Подготовка памяток и буклетов, онлайнконференции по информационной безопасности.
Совместные спортивные мероприятия: музыкально-спортивные праздники, конкурсы, парная
гимнастика.
Формы реализации программы родительского просвещения МАДОУ – Детский сад № 44
построены на принципах:
- системности и преемственности,
- доступности и открытости информации,
- взаимодействия и сотворчества,
- учета индивидуальных и социокультурных особенностей семей,
- приоритета духовно-нравственного воспитания.
Такой подход обеспечивает вовлеченность родителей как активных участников
образовательного процесса, способствует укреплению детско- родительских отношений,
формирует единое образовательное пространство
«детский сад - семья - социум» (Приложение 1, 2).
7
Модуль
2.1.1. Основные тематические модули
Цель
Формы работы
«Семья
- источник
нравственных
и
духовных
ценностей»
Формирование у
родителей осознания
значимости
семейны
х традиций,
воспитание
нравственности,
гуманности и
уважения к
родителям, старшему
поколению,
Отечеству.
«Здоровый
ребёнок
-счастливая
семья»
Привлечение
внимания родителей
к вопросам охраны
здоровья,
формирования
здорового образа
жизни,
профилактики
заболеваний и
безопасного
поведения.
Развитие и
обучение: в
ногу с
ребёнком»
Создание условий
для педагогического
просвещения
родителей
по
вопросам развития
познавательных,
речевых,
эмоциональноволевых
и
социальных навыков
у детей.
Семейные проекты:
«Герб моей семьи», «Дерево
рода»,
«Семейные традиции».
Тематические выставки:
«Моя семья - моё богатство»,
«Любовь и верность в нашей
семье».
Родительские собрания:
«Нравственные основы
воспитания в семье».
Акции: « День добрых дел»,
«Семейный оберег».
Консультации:
«Профилактика простудных
заболеваний»,
«Формирование правильной
осанки у дошкольника».
Мастер-классы: по
дыхательной
гимнастике, «Зарядка в кругу
семьи».
Семейные спортивные
праздники: «Папа,
мама, я - спортивная семья»,
«Семейная Олимпиада».
Памятки: по ПДД, по
информационной
безопасности, по вопросам
гигиены.
Педагогические
тренинги:
«Игра как средство развития
мышления», «Как
разговорить молчуна».
Консультации специалистов:
логопеда, психолога,
дефектолога, инструктора по
физической культуре,
музыкального руководителя.
Тематические недели и
мастер- классы: «Учимся,
играя», «Сенсорика в быту»,
«Чтение с удовольствием».
Совместные проекты:
«Читаем вместе», «Говорящие
картинки», «Математика на
кухне».
8
Ожидаемые результаты
Повышение уровня
нравственнопатриотической
воспитанности детей.
Укрепление
межпоколенческих
связей. Сохранение и
передача семейных
традиций.
Повышение
информированности
родителей в вопросах
охраны здоровья.
Активизация совместной
физической
активности в семье.
Снижение уровня
заболеваемости среди
воспитанников.
Повышение
педагогической
грамотности родителей.
Расширение
арсенала развивающих
методов и игр в
домашних условиях.
Эффективное
сопровождение развития
ребенка семьей.
«Родитель
- активный
участник
образовательно
го
процесса»
Формирование
Родительские собрания нового
партнерских
формата: круглые столы,
отношений
педсоветы с участием
между
родителей, мини- форумы.
семьёй и
Анкетирование и онлайнобразовательным
опросы: по оценке качества
учреждением,
образовательной среды,
вовлечение
уровню удовлетворенности.
родителей в
Форсайт-сессии:
деятельность ДОУ.«Каким будет
детский сад
будущего?».
Вовлечение
родителей
в
организацию мероприятийи
участие в конкурсах.
Рост уровня
вовлеченности
родителей в жизнь
ДОУ. Повышение
доверия к
образовательному
учреждению.
Совместное
принятие
решений и участие в
развитии
образовательной среды.
«Диалог
культур:
поддержка
семей с
различным
культурным
опытом»
Интеграция детей и
родителей с разным
национальным и
языковым опытом
в
образовательное
пространство ДОУ.
Тематические праздники: «Мы
разные – и в этом наша сила»,
«Культура моего народа».
Индивидуальные маршруты
адаптации
для детей-ОВЗ.
Выставки
и
проекты:
«Рецепты народной кухни»,
«Сказки народов мира».
Родительские клубы: «Диалог
культур», «Мир без границ».
Создание толерантной и
Инклюзивной
образовательной среды.
Снижение уровня
социальной изоляции
семей мигрантов.
Обогащение культурного
опыта всех участников
образовательного
процесса.
«Семейный
досуг
и традиции –
вместе весело!»
Организация
содержательного и
эмоционально
насыщенного
семейного досуга
как средства
сплочения семьи и
укрепления детскородительских
отношений.
Семейные праздники:
Новый год, День семьи,
Масленица, День Победы.
Конкурсы и фестивали:
«Моя семья
талантлива»,
«Папа может», «Творим
вместе». Фотоконкурсы,
выставки совместных
работ: «Осенние фантазии»,
«Радуга талантов». Вечера
семейного общения: «Семейная
гостиная», « Добрый вечер
малыши и родители! »
Повышение уровня
эмоционального
контакта между детьми
и родителями.
Развитие семейного
творчества.
Формирование
позитивного образа
семьи у детей.
9
Каждый модуль:
- реализуется в течение всего учебного года;
- интегрируется с основными образовательными направлениями ФГОС ДО;
- адаптируется под возрастные особенности воспитанников и индивидуальные запросы семей.
Такой модульный подход позволяет построить системную, гибкую и адресную работу с
родителями, где каждый из них может найти интересную и полезную для своей семьи форму
участия.
2.1.2. Мониторинг и оценка эффективности реализации программы родительского
просвещения
Цель мониторинга:
Оценка результативности программы родительского просвещения, уровня вовлеченности
родителей, динамики педагогической грамотности и изменений в семейно-воспитательной среде.
Задачи мониторинга:
1. Определить уровень информированности и удовлетворенности родителей содержанием и
формами реализации программы.
2. Отслеживать изменения в установках, знаниях и воспитательных практиках родителей.
3.Выявить потребности родителей для корректировки содержания и методов
просветительской работы.
4. Оценить эффективность взаимодействия между педагогами и родителями.
5. Установить степень достижения ожидаемых результатов программы.
Этап
Этапы мониторинга:
Содержание
Сроки проведения
1. Диагностический
Первичное анкетирование и
опрос родителей для
выявления их ожиданий,
уровня знаний, потребностей
2.Текущий
(промежуточный)
Наблюдение за участием В течение реализации программы
родителей, сбор отзывов, (1–2 раза в год)
проведение опросов, анализ
активности в мероприятиях
Сравнительный анализ
В конце учебного года (по
результатов анкет,
завершении программы)
самооценки родителей,
интервью, обратной связи
от педагогов
Методы и инструменты оценки:
3. Итоговый
В начале учебного года (п р и старте
программы)
Анкетирование родителей (входное, промежуточное, итоговое) Опрашивание (в устной и
письменной форме) Диагностические карты наблюдения.
Анализ включённости родителей в мероприятия (учёт посещаемости, активность участия).
Оценка качества обратной связи (предложения, замечания, инициативы).
Интервью и беседы с родителями и педагогами.
Мониторинг образовательной среды семьи (по данным педагогов и специалистов).
Самооценка родителей по результатам участия в программе.
10
Обратная связь через электронные формы (Google Forms и др.).
Критерии оценки эффективности:
1. Количественные:
Уровень посещаемости и участия родителей в мероприятиях (в %).
Количество проведённых форм взаимодействия (лекции, консультации, мастер-классы и др.).
Рост информированности и удовлетворённости родителей (по результатам анкет).
Повышение числа родителей, применяющих рекомендуемые педагогические подходы.
2. Качественные:
Повышение уровня осознанности и заинтересованности родителей в воспитании ребёнка.
Улучшение взаимопонимания и сотрудничества между семьёй и ДОУ.
Наличие положительной динамики в воспитательных установках и поведении родителей.
Укрепление психологического климата в семье (по данным педагогов и психологов).
Использование результатов мониторинга:
- Для корректировки содержания и форм реализации программы.
- Для индивидуального сопровождения семей.
- Для обобщения и распространения положительного опыта работы.
- Для планирования работы на следующий учебный год.
-В качестве аналитического материала в отчётности ДОУ.
2.1.3. ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
в рамках реализации Программы просвещения родителей
на 2025 – 2026 учебный год
Цели и задачи, планируемые результаты детского сада на 2025 – 2026 учебный год:
- совершенствовать работу по взаимодействию с семьями обучающихся, в том числе по
организации родительского просвещения (создание единого стиля информационного поля для
родителей в приемных ДОУ, информационная доступность и открытость в родительских чатах,
группе ВКонтакте, оф. сайте ДОУ, обеспечение вовлеченности родителей в разнообразные формы
совместной деятельности, в т.ч. клубной);
- апробированы новые формы взаимодействия педагогов и родителей, в том числе родительского
просвещения; родители – активные участники образовательных отношений.
Мероприятия по реализации образовательной программы дошкольного образования и
оздоровлению воспитанников
Мероприятие
Срок
Воспитательная работа
В
Организация
течении
взаимодействия
года
участников
образовательных
отношений в
системе
нравственнодуховного и
патриотического
воспитатния
Участники
Педагоги, дети,
родители
11
Ответственный
Планируемый результат
Праздники, развлечения и досуги (проводятся в соответствии с календарным планом
воспитательной работы)
Воспитатели
Осень к нам
октябрь
Педагоги, дети,
У детей сформированы
музыкальный
пришла»
родители
представления об
руководитель
(тематическое
осени как времени года,
развлечение)
заложены
основы
воспитания любви к
природе родного края,
чувства коллективизма
и доброжелательного
отношения друг к другу
Созданы условия для
укрепления
детскородительских
отношений
День любимых
октябрь
Педагоги, дети,
воспитатели,
У детей заложены
пап (акция,
родители
музыкальны й
основы воспитания
флешмоб к Дню
руководитель,
нравственных и
отца в России)
инструктор по
духовных ценностей,
чувств любви и
физической
уважения к отцу,
культуре
осознания роли отца
в семье.
Созданы условия для
укрепления детскородительских
отношений
Маму очень я люблю Ноябрь
Педагоги,дети,
воспитатели,
У детей заложены
(развлечение к
родители
музыкальны й
основы воспитания
руководитель,
Дню матери в
нравственных и
России)
инструктор по
духовных ценностей,
чувств любви и
физической
уважения, бережного
культуре
отношения к матери,
осознания роли матери в
семье Созданы условия
для укрепления детскородительских
отношений
Ноябрь
Игры народов Урала
Педагоги, дети
воспитатели,
Популяризация
(развлечение к Дню
старшего
музыкальны й
народных игр среди
народного единства)
дошкольного
руководитель,
детей и взрослых
возраста, родители инструктор по
У детей заложены
основы воспитания
физической
толерантности,
культуре
интереса к культуре и
традициям своего народа
и других народов
Созданы условия для
укрепления детскородительских
12
Новый год
(новогодние
утренники)
декабрь
Педагоги, дети, и
родители
воспитатели,
музыкальный
руководитель,
День защитника
Отечества
(музыкальноспортивные
праздники
и досуги)
Февраль
Педагоги, дети, и
родители
воспитатели,
музыкальный
руководитель,
инструктор по
физической
культуре
Масленица
Февральмарт
Педагоги, дети,
и родители,
социальные
парнеры
13
воспитатели,
музыкальный
руководитель,
инструктор по
физической
культуре
отношений
У детей сформированы
представления о
празднике, его
общественной
значимости, о традициях
празднования Созданы
условия для раскрытия
творческого потенциала
детей и взрослых,
праздничная
атмосфера Созданы
условия для
укрепления детскородительских
отношений
У детей сформированы
представления об
истории и традициях
праздника, заложены
основы воспитания
патриотических чувств,
уважения и гордости за
Российскую армию,
защитников Отечества
Созданы условия для
раскрытия духовных сил
и физических качеств
(сила, ловкость,
смелость,
выносливость),
праздничная
атмосфера.
Созданы условия
для укрепления
детскородительских
отношений.
Приобщение детей к
народной культуре и
традициям (народный
календарно-обрядовый
праздник)
Заложены основы
воспитания чувства
коллективизма и
доброжелательного
отношения друг к другу
Международный
женский день
март
Педагоги, дети и
родители
День счастья
(флешмоб к
Международному
Дню счастья)
март
Педагоги, дети и
родители
воспитатели,
музыкальный
руководитель
апрель
Педагоги, дети и
родители
воспитатели,
музыкальный
руководитель,
инструктор по
физической
культуре
«Мы
космонавты»музыкальноспортивный
праздник
и досуги)
14
воспитатели,
музыкальный
руководитель
У детей сформированы
представления об
истории и традициях
праздника, заложены
основы воспитания
уважительного
отношения к женщинам,
любви к матери Созданы
условия для раскрытия
творческого потенциала
детей и взрослых,
праздничная атмосфера
Созданы условия для
укрепления детскородительских
отношений
Создана праздничная
атмосфера
взаимопонимания,
дружбы, любви между
близкими людьми,
детьми, детьми и
взрослыми, условия для
раскрытия творческого
потенциала детей и
взрослых Созданы
условия для укрепления
детско- родительских
отношений
У детей сформированы
представления об
истории и традициях
праздника, заложены
основы воспитания
патриотических чувств,
уважения и гордости за
наших космонавтов.
Созданы условия для
укрепления детскородительских
отношений.
День Победы
(праздник и
флешмоб ко Дню
Победы)
май
Воспитатели
Педагоги, дети
музыкальный
старшего
руководитель
дошкольного
возраста и родители
До свиданья,
детский сад!
(выпускной бал)
май
Педагоги, дети
подготовительной
группы и родители
Воспитатели
подготовительн
ой
группы,
музыкальный
руководитель
У детей сформированы
представления об
истории и традициях
праздника, заложены
основы воспитания
патриотических чувств,
гордости и уважения к
героям ВОВ,
Российской армии,
защитникам Отечества
Созданы условия для
раскрытия творческого
потенциала детей и
взрослых, праздничная
атмосфера Созданы
условия для укрепления
детско- родительских
отношений
Создана ситуация
успеха для детейвыпускников и условия
для раскрытия их
творческого
потенциала.
Созданы условия
для укрепления
детскородительских и
культурно- деловы
отношений
Работа по адаптации иностранных (иноязычных, билингвальных) воспитанников
(организуется при наличии данной категории)
Мероприятие
Срок
Участники
Ответственный
Планируемый
результат
октябрь
Разработать
Воспитатели
Воспитатели групп Индивидуальные
индивидуальные
групп ПедагогиПедагогимаршруты по
маршруты по
психологи
психологи
социальносоциально
Учитель- логопед Учитель- логопед психологическому
Родители
Родители
психологическому
сопровождению
сопровождению
воспитанниковиностранцев
воспитанниковиностранцев
Реализация
Воспитатели
Октябрь
Воспитатели групп Успешная адаптации
индивидуальных
групп Педагоги– май
Педагогивоспитанниковмаршрутов по
психологи
психологи
иностранцев
социальноУчитель- логопед Учителя- логопеды
психологическому
Родители
Родители
сопровождению
воспитанниковиностранцев
15
Выставки и конкурсы, спортивные мероприятия различного уровня
Институциональные
Методическая
Мероприятие
Срок
Участники
Планируемый результат
служба
Выставка детских
сентябрь
Педагоги,
Старший
Участие
работ «Основы
дети,
воспитатель,
педагогов,
безопасности жизни»
родители
воспитатели
родителей и
(в рамках БДОУ)
детей в конкурсах на
Выставка детских
сентябрь
Педагоги,
Старший
институциональном
работ «Осенние
дети,
воспитатель,
уровне.
Созданы
фантазии»
родители
воспитатели
благоприятные условия
для
обогащения
Выставка рисунков и
октябрь
Педагоги,
Старший
представлений детей об
фотоколлажей «Мой
дети,
воспитатель,
окружающем,
любимый папа!»
родители
воспитатели
раскрытия талантов и
Конкурс кормушек для
ноябрь
Педагоги,
Старший
склонностей к разным
птиц на территории
дети,
воспитатель,
видам деятельности у
детского сада
родители
воспитатели
воспитанников,
«Синичкин день»
развития творческого
Выставка детских
декабрь
Педагоги,
Старший
потенциала всех
работ
дети,
воспитатель,
участников
«Новогодние чудеса»
родители
воспитатели
образовательных
Конкурс зимних
декабрь
Педагоги,
Старший
отношений, укрепления
участков
дети,
воспитатель,
культурно-деловых и
«Лучшая игровая
родители
воспитатели
детско- родительских
площадка зимой»
отношений.
январь
Педагоги, дети,
Старший
Выставка детских
родители
воспитатель,
работ
«Зимушка-зима»
воспитатели
февраль Педагоги, дети,
Выставка детских
Старший
родители
работ
воспитатель,
«Защитники Родины»
воспитатели
март
Выставка детских
Педагоги, дети,
Старший
родители
работ «Моя любимая
воспитатель,
мамочка!»
воспитатели
март
Выставка детских
Педагоги, дети,
Старший
родители
работ «Весна воспитатель,
красна!»
воспитатели
март
Педагоги, дети,
Старший
Конкурс макетов «По
родители
воспитатель,
дорогам сказок»
воспитатели
апрель
Выставка детских
Педагоги, дети,
Старший
родители
работ «Не
воспитатель,
шутите с огнем!»
воспитатели
апрель
Конкурс детских
Педагоги, дети,
Старший
поделок «Этот
родители
воспитатель,
удивительный космос»
воспитатели
май
Выставка детских
Педагоги, дети,
Старший
родители
работ «День Победы»
воспитатель,
воспитатели
16
2.1.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
Мероприятия ДОО
Наименование
Срок
Оформление и обновление В течении
информационных уголков
года
и стендов для родителей.
Создание единого стиля
информационных
стендов в приемных ДОО
Участники
Педагоги
Родители
Составление и реализация
По
Педагоги
плана индивидуальной
необходимо Родители
работы с
сти
Дети
неблагополучными
семьями - психологопедагогическая поддержка
детей и родителей
Анкетирование по
текущим вопросам
в течении
года
родители
Консультирование по
в течении года Педагоги,
текущим
родители
вопросам, выступления
на родительских
собраниях, родительские
конференции,
информационная
открытость в
групповых чатах на
платформе
«Сферум», в офиц. группе
ВКонтакте, на офиц.
сайте ДОО
Дни открытых
В течение
Педагоги
дверей, мастергода
Родители
Дети
классы, тематические
викторины,
акции и мероприятия в
рамках Года Защитника
Отчества
17
Ответственный
Планируемый
результат
Воспитатели
Информирование
групп
родителей по вопросам
Специалисты
реализации
образовательной
деятельности,
актуальным вопросам
развития детей и
семейного воспитания
Координатор
Планы
профилактической индивидуальной
Работы.
работы с
неблагополучными
семьями.
Психологопедагогическая
поддержка детей и
родителей
Анкеты
Воспитатели
Аналитическая
групп
справка по
результатам
анкетирования
Заведующий
Компетентность
родителей
Воспитатели
Старший
по вопросам
воспитатель
реализации
образовательной
деятельности,
актуальным вопросам
развития детей и
семейного воспитания
Заведующий
Воспитатели
Старший
воспитатель
Создано единое
образовательное
пространство
Обеспечены равные
возможности всех
участников
образовательного
процесса
В течение
Подготовка и вручение
года
раздаточного материала и
игрового оборудования в
группы
Педагоги,
родители
сентябрьОрганизация работы по
ноябрь
теме
«Взаимодействие с семьями
обучающихся: новые
формы родительского
просвещения»:
Практикум.
Артикуляционная
гимнастика для
«нехочух»
Проблемная группа «Как
разговорить молчуна»
Консультация– парадокс
«Формирование и
употребление
числовых представлений в
речи детей дошкольного
возраста»
Творческая мастерская
«Дидактическая игра дома
и в детском саду»
Выставка литературы для
чтения дома с детьми
«Моя любимая книга»
Беседа «Развитие
графомоторики дома»
Педагоги,
родители
Акция «Аптечка для
души»
Парная гимнастика для
детей и взрослых
«Здоровые ножки бегут
по дорожке…»
(профилактика
плоскостопия)
Воспитатели
групп
Воспитатели
групп
Специалисты
Педагоги,
родители
Учитель-логопед
Педагоги,
родители
Педагоги,
родители
Учитель-логопед
Педагоги,
родители,
дети
Педагоги,
родители,
дети
Педагоги,
родители,
дети
Педагоги
Родители
Дети
Педагоги
Родители
Дети
18
Учитель-логопед,
учительдефектолог
Учитель-логопед
учительдефектолог
учительдефектолог
Педагог-психолог
Инструктор по
физической
культуре
Создано
единое
образовательное
пространство
Включенность
родителей в процесс
патриотического
воспитания
Включение родителей
в образовательную
деятельность с
использование новых
форм взаимодействия
и родительского
просвещения
Организация работы по
теме: «Укрепление
традиционных российских
духовно- нравственных
ценностей в процессе
речевого и социальнокоммуникативного
развития детей
дошкольного возраста»
Декабрь
- апрель
Мастер-класс с
родителями и
детьми «Герб семьи»
Педагогический проект
«Дни добрых дел»
Консультация
«Формирование
духовно-нравственной
культуры речи у
дошкольников, их
приобщение к
социокультурным
нормам и традициям»
Педагогический проект
«Моя семья»
Фестиваль дворовых игр
«Выходи играть во двор!»
Сроки
Сентябрь
Май
Педагоги
Родители
Дети
Воспитатели
групп
Специалисты
Педагоги
Родители
Дети
Педагоги
Родители
Дети
Педагоги
Родители
Дети
Педагог-психолог
Педагоги
Родители
Дети
Педагоги
Родители
Дети
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Учитель-логопед,
учитель дефектолог
Инструктор по
физической
культуре
Родительские собрания
Тематика
Ответственные
I. Общие родительские собрания
Основные
Заведующий, старший
направления
воспитатель
образовательной
деятельности и
работы детского
сада в 2025 – 2026
учебном году с
учетом ФОП ДО
19
Включение родителей
в образовательную
деятельность с
использование новых
форм взаимодействия
и родительского
просвещения
Включение родителей
в образовательную
деятельность с
использование новых
форм взаимодействия
и родительского
просвещения
Планируемый
результат
Протокол собрания
Информированность
родителей о
направлениях
образовательной
деятельности и работы
детского сада в 20252026 учебном году с
учетом ФОП ДО
Декабрь
Результаты
образовательной
деятельности
по итогам учебного
полугодия.
Заведующий, старший
воспитатель
Февраль
Повышение
значимости
информационнообразовательного
пространства и
формирование
безопасной
информационнопозитивной среды.
Старший воспитатель
Май
Итоги работы
Заведующий, старший
детского сада в 2025
воспитатель
– 2026 учебном году,
организация работы
в летний
оздоровительный
период (с
включением вопроса
по обновлению
инфраструктуры
ДОО в соответствии
с обновленной ОП
ДО)
Групповые родительские собрания
Возрастные
Воспитатели
особенности детей.
групп
Цели и задачи
образовательной
деятельности на
2025- 2026 учебный
год.
Краткая презентация
ОП ДО/ АОП ДО
Сентябрь
20
Протокол собрания
Информированность
родителей о
результатах
образовательной
деятельности по
итогам учебного
полугодия
Протокол собрания
Информированность
родителей о
значимости
информационнообразовательного
пространства и
формирование
безопасной
информационнопозитивной среды.
Протокол собрания
Информированность
родителей об итогах
работы детского сада в
2025 – 2026 учебном
году, о формировании
инфраструктуры ДОО,
организации работы в
летний
оздоровительный
период
Протокол собрания
Информированность
родителей о возрастных
особенностях
детей, целях и задачах
образовательной
деятельности на 2025 –
2026 учебный год.
Знакомство родителей с
ОП ДО/ АОП ДО
Декабрь
Октябрь – апрель
Апрель- май
Организация и
проведение
новогодних
утренников.
Безопасность детей
и взрослых в
праздничные дни
Воспитатели групп
Протокол собрания
Информированность
родителей об
актуальных проблемах
подготовки к
праздничным
мероприятиям,
безопасности
жизнедеятельности,
семейных традициях,
семейном воспитании
Протокол собрания
Информированность
родителей об
актуальных проблемах
развития детей,
безопасности и
жизнедеятельности,
семейных традициях,
семейном воспитании
Тематические
Воспитатели групп,
собрания в
специалисты
соответствии с
планами
взаимодействия с
родителями
воспитателей групп
и специалистов по
актуальным
проблемам развития
детей, безопасности
жизнедеятельности,
семейным традициям
Воспитатели групп
Результаты
Протокол собрания.
образовательной
Информированность
деятельности за
родителей об итогах
2025 – 2026
образовательной
учебный год
деятельности за 2025 –
(готовность к
2026 учебном году.
Активное участие
обучению в школе).
родителей в выборе
Выбор
приоритетного
приоритетного
направления развития и
направления
развития и
воспитания детей на
воспитания детей на
предстоящий учебный
год.
предстоящий
Оценка родителями
учебный год.
реализации ОП/ АОП
Изучение
ДО
удовлетворенности
родителей
реализацией ОП
ДО/ АОП ДО
Собрания для родителей будущих воспитанников детского сада
21
Март-апрель
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Участие родителей
в организационных
мероприятиях для
будущих
первоклассников в
рамках
сотрудничества
специалистов ДОО и
школы
Формы работы с педагогическим коллективом
Учитель-логопед
Тренинг «Формы и
методы работы с
семьей по развитию
речи детей в
условиях ДОО»
Круглый стол «Игра
Педагог- психолог
как семейная
традиция»
Инструктор по
физической культуре
Тренинг
«Игры на
сплочение
детей
и
родителей»
Презентация
Практические
упражнения
Методические
рекомендации
Круглый стол с
педагогами и
родителями
Компетентность
педагогов и родителей
в вопросах
организации игр в
семейном кругу
Презентация
Практические
упражнения и игры
Методические
рекомендации
Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО)
Направление
Срок
Ответственный
Планируемый
результат
Раз в полугодие
Мониторинг спектра и
Заведующий, старший Аналитическая справка
оценка качества
воспитатель,
Анкеты качественное и
предоставления
воспитатели
количественное
образовательных услуг в
выполнение
ДОУ: анкетирование
муниципального
родителей, посещающих
задания в
общеобразовательные
установленном объеме
группы,
- анкетирование
Раз в квартал
родителей,
воспитывающих детей с
ОВЗ
22
Анализ своевременного
размещения информации
на сайте детского сада
В течение года
Старший воспитатель
Проинформировать
участников
образовательных
отношений о снятии
ограничений: разместить
сведения на
официальном сайте и
информационном стенде
детского сада; разослать
объявление в
родительские чаты
Декабрь
Старший воспитатель,
воспитатели
Своевременное и
качественное
размещение
информации на сайте
детского сада
План-график взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам
информационной безопасности детей
Мероприятие
Срок
Ответственные
Планируемый
результат
В течение года
Старший воспитатель Информированность
Включение в повестку
родительских собраний
участников
вопросов:
образовательных
отношений о
- Услуга «Родительский
контроль»
вопросах гигиены и
- цифровая грамотность
профилактики
детей
вирусных инфекций
- защита детей от вредной
информации
23
Информированность
участников
образовательных
отношений о снятии
ограничений
24